ФОРМУЛА ПАТРИОТИЗМА

© Ившин Владимир Евгеньевич Контакт с автором: 210150@mail.ru

Аннотация

Предлагается с комментариями формула: Патриотизм = (Инстинкты + Подсознание + Сознание ) * Влияние внешней среды

Вступление

Нет смысла вдаваться в определения патриотизма, поскольку об этом достаточно много написано. Не будем также рассуждать о пользе или вреде патриотизма в разных его проявлениях и в разных ситуациях: об этом также достаточно много проговорено, к тому же прежде чем давать оценку, придется много времени уделить и другим предметам. Просто принимаем, что патриотизм, как внутреннее состояние духовности человека и как проявление его деятельности существуют, а также, что изменяя внешнюю среду индивида можно влиять на его внутреннее содержание.

Зачем нужно облекать патриотизм в формулу?

“Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу.”

Алексий II [1]

“Любовь к Родине – одно из самых мощных, возвышающих чувств”

В.В.Путин [2]

Трудно спорить, практически невозможно, когда в качестве аргумента выдвигаются чувства, причем такое, как Любовь, недосягаемое для полного и принимаемого всеми одинакового понимания. Любовь непостоянна, ее невозможно ни воспитать, ни заставить принять. Это тоже вызывает сомнения в полезности ее привлечения для воспитания патриотизма.

Попробуем найти то, что может выражаться внешне как проявление Любви к Родине, к своему народу, но имеет иную природу, более постоянную. Естественно, что для этого необходимо заглянуть в глубины человеческого и отыскать такие элементы его содержания, которые могут проявляться внешне как патриотизм. Очевидно, что это некоторые инстинкты — базис любого поведения, подсознание — полезность, приобретенная жизненным опытом, сознание — инструмент оценки принятой информации и принятие решений. Также очевидно, что в разных условиях, т. е., в разных информационных полях, индивид будет, во-первых, по разному себя вести, и, во-вторых, приобретать разный жизненный опыт, закладываемый в его подсознание.

Суммируя все это, получаем простую формулу:

Патриотизм = ( Инстинкты + Подсознание + Сознание ) * Влияние внешней среды

Где запрятана Любовь к Родине и как ее воспитывать становиться задачей анализа этой формулы.

Разбор формулы

По правилам математики раскроем скобки. Наверное эта операция не совсем корректна с математической точки зрения, т. е., получим не тождественное уравнение, однако величина погрешности должна быть незначительной для нашего анализа. В результате получаем сумму произведений, которые и будем рассматривать.

А. Инстинкты * Влияние внешней среды

Инстинкты, которые несомненно могут проявлять себя поведенчески во взаимных отношениях, это:

1) инстинкт самосохранения

2) инстинкт власти

3) инстинкт продолжения рода

4) стадный инстинкт

Первые три инстинкта — это инстинкты эгоистичные. Подчинить их общественным интересам не удастся. Необходимо найти их “слабые” места, чтобы нейтрализовать. Стадному инстинкту следует, в целях усиления патриотичности индивида, создавать благоприятные условия для его полезной обществу реализации. То есть, для обеспечения патриотического поведения индивида следует нужным образом организовать внешнюю среду, ее влияние на инстинкты индивида.

Начнем с инстинкта самосохранения.

Важнейшей целью этого инстинкта является обеспечение себя жизненными ресурсами, в частности, безопасной территорией. В человеческом обществе — это собственный дом, собственный участок земли, а также надежная защита этой собственности от внешних посягательств, обеспечиваемая соответствующими законами и государственными органами. Кроме территории необходимы и другие жизненные ресурсы, такие, как пропитание, обогрев и прочее, т. е., необходимо предоставить возможности для добычи таких ресурсов.

Если в какой-то момент времени этого не будет предоставлено индивиду, то начнется агрессия данного инстинкта, т. е., индивидуальные интересы несомненно начнут наступать на общественные. На уровне инстинктов это означает доминирование индивидуального инстинкта над стадным.

Государство, которое хочет поднять патриотизм у своего народа, должно дать ему все необходимое для жизни, обеспечить его безопасность, а также гарантировать сохранение этого в будущем.

Второй инстинкт — инстинкт власти.

В человеческом обществе его проявление многогранно, как следствие многогранности общественной жизни. Он проявляется в политике, в спорте, в искусстве, в работе, в быту, и т. д. Его роль — приобретение про запас того, что можно конвертировать в жизненные ресурсы: власть, деньги, славу. Для личностей с сильно выраженным инстинктом власти и уверенным в своей силе становится неудобной среда, в которой этот инстинкт не реализуется, т. е., опять, индивидуальное начинает превалировать.

Сильная личность, несомненно, полезна стране, если не вносит разрушительных действий: доблестные полководцы, гениальные ученые, великие поэты и музыканты — все они вносили значимый вклад в сохранение целостности страны, сохранении ее культуры. Однако этот инстинкт сложно обуздать внешними условиями. Единственная сила, способная это сделать — это крепко заложенное в подсознании чувство долга, ответственности, а также чувство гордости от принадлежности к сильному, как проявлению инстинкта стадности.

Третий “эгоистичный” инстинкт — инстинкт продолжение рода.

Не менее слабый, чем первые два. Перелетные птицы совершают ежегодно опасные перелеты в места своего рождения — на свою родину, в генетической “уверенности”, что только там они смогут вырастить свое потомство. Рыбы идут на нерест в верховья горных рек, обрекая себя на погибель, влекомые той же самой силой. Некоторые животные не могут давать потомство в неволе или на чужой территории. Причина в том, что инстинкт продолжения рода, по разному проявляя себя у разных животных, обеспечивает выживание биологического вида. У человека он проявляется в заботе о своих детях, в обеспечении их безопасным настоящим и уверенным будущим. Это уже не индивидуальное, но, тем не менее, патриотизм сужается до уровня семьи.

Внешние условия, обеспечивающие “спокойствие” этого эгоистического инстинкта — государственная поддержка материнства, программ здравоохранения и культурного воспитания, образования детей, программ охранения детей от разлагающего духовное и физическое.

Четвертый инстинкт — инстинкт стадности.

Это единственный инстинкт, способствующий проявлению патриотизма. Однако проявление патриотизма ограничивается рамками “стада”, т. е., где индивид чувствует себя членом этого “стада”. В человеческом обществе “стадо” не ограничивается территорией общности, и вообще, территория не является обязательным условием для объединения в “стадо”, хотя и способствует этому.

Сохранение культурных традиций, культивирование исторического прошлого и патриотическое воспитание способствуют удовлетворению стадного инстинкта, его внешнему проявлению. Для этой цели разрабатываются и принимаются соответствующие государственные программы [3]. Однако исполнение этих программ без подавления агрессивности первых трех эгоистичных инстинктов, при воспитании трудно понимаемого даже самими воспитателями и навязываемого чувства любви к Родине, не даст закладываемого результата. Патриотическое воспитание осуществляется и без участия государства, если сильны культурные традиции и если государство сильное и процветающее. Но государство обязано прикладывать свою руку в этом деле, особенно когда этого требует ситуация.

Б. Подсознание * Влияние внешней среды

О роли подсознания уже упоминалось по ходу анализа инстинктов, а именно, что справиться с эгоистичными инстинктами, особенно с инстинктом власти, может подсознание, если в нем крепко заложены коллективные ценности. К сожалению, процессы глобализации способствуют разложению подсознательного, стиранию из его памяти важных для идентификации этноса культурных кодов, и, как следствие, выходу на волю эгоистичных инстинктов.

Раскрепощение инстинктивного, например, инстинкта власти, с хорошо закрепленным подсознательным, не подавляющим этот инстинкт, а наоборот, усиливающим его, может быть опасно для сосуществования. Но к патриотизму, как его понимает, например, Церковь [1], и как это было предоставлено в выше приведенном анализе, это никакого отношения не имеет. И поэтому напрасны обвинения патриотизма в развязывании войн, в межэтнических распрях.

Каково влияние внешней среды на подсознание? Очевидное. Во-первых, подсознание не постоянно, в отличие от инстинктивного, поэтому оно изменяется от длительного воздействия внешних раздражителей, по сути оно есть результат жизненного опыта. Во-вторых, оно довольно устойчиво к этим раздражителям, если только не происходит глубокого переживания. Именно поэтому в качестве воспитания приносят плоды не нравоучения, а ассоциативные образы. Именно поэтому велика роль искусства, и в первую очередь кино.

В. Сознание * Влияние внешней среды

Сознание не имеет внутреннего содержание, оно лишь обслуживает индивида на уровне анализа внешней информации с точки зрения подсознательного, взвешивая выгоду и риски в результате принятия какого-либо решения. Индивид может поступать патриотически, по сути своей не будучи вовсе патриотом, если этот поступок принесет выгоду с точки зрения подсознательного, взвешивая те ценности, которые в том заложены. Здесь больше нечего сказать.

Что не попало в формулу

Выше не рассматривался половой инстинкт, который напрямую не принимает никакого участия в патриотическом поведении. Однако косвенно, через языковые коды он возбуждает чувства патриотизма. Именно так действует слово Любовь, используемое для придания состоянию патриотизма возвышенного чувства. Ведь человеческая любовь, как проявление простого инстинкта, расцвело в человеческой культуре многоцветными красками, затрагивающими таинственное, по сути подсознательное. Любовь к Родине становится мощным чувством при удовлетворении инстинктов, и становится возвышающим при наличии высокой культуры.

В культурном воспитании необходимым элементом должно быть воспитание чувства собственного достоинства. Не раствориться в бескультурье, не гоняться за красивой и легкой жизнью. “Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше” - это для таких человеков, которые подобны рыбе. Ничего плохого в поисках лучшего нет. Зачастую это бывает вынужденно, да и в понятии “лучшего” сокрыто многое. Однако в поисках хорошей жизни за пределами своей страны проявляется попытка получить задаром то, что создавалось другим народом. Переехать для жизни в чужую, богатую страну - это значит сесть за чужой стол. Грубовато, но это так.

Заключение

Исходя из вышесказанного в повседневной будничности следует воспитывать то, что поддается воспитанию, воспитывать не Любовь к Родине, а ответственность перед Родиной, преданность Родине.

И, как следствие: элита страны должна чувствовать свою ответственность перед страной, перед народом, и чем выше по элитарной иерархии, тем выше должны быть требования к ответственности. Высшая элита страны — это прежде всего патриоты.

Ссылки

[1] Алексий II. Интервью // Труд-7. 2005. 3 ноября. № 206. [Эл. источник]: http://www.patriarchia.ru/db/text/55442.html

[2] Новогоднее обращение президента России Владимира Владимировича Путина - 2015

[3] Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”

Дата публикации: 7 марта 2015

Источник: SciTecLibrary.ru