Нужна ли России идеология

© Ившин Владимир Евгеньевич Контакт с автором: 210150@mail.ru

Аннотация

Это что-то вроде реферата: приводятся выдержки известных людей из популярных источников, в основном с телеканалов «ТВЦ» и «Россия 1», и совсем немного авторских мыслей.

Предисловие.

В последнее время все чаще на разных каналах телевидения стали говорить о национальной идее, о необходимости обозначить стратегическую цель нашего будущего. О национальной идее не один раз говорил и президент Владимир Путин. 28 марта 2018 года Владимир Соловьев произнес речь в Совете Федерации, в которой с возмущением говорил о том, что в России до сих пор нет идеологии: «С одной стороны, мы сейчас вдруг осознали... что те ценности, которые предлагает Запад, не воспринимается большинством населения нашей страны как абсолютная истина в конечной инстанции. Но собственный путь мы до сих пор не выработали. Мы его не нашли… Люди требуют от нас, чтобы мы сформулировали идею, чем Россия иная, и мы говорим о чувстве справедливости … в стране, которая защищена и которая на стороне добра, правды. А мы эту правду не формулируем. У нас нет идеологии. У нас запрещена государственная идеология из страха возвращения коммунистической. У нас нет институтов, вырабатывающих идеологию. Нам необходимо выработать свое понимание, какой мы хотим видеть нашу Родину… как мы понимаем справедливость». Еще ранее о необходимости, но не идеологии, а национальной идеи, сказал и президент России Владимир Путин на встрече с активом «Клуба лидеров» в НОВО-ОГАРЕВО 3 февраля: "У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма… Нужно, чтобы это вошло в сознание. Для этого нужно сознание, и постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях, постоянно». Государственная идеология в нашей стране запрещена конституцией, о чем упомянул Соловьев. Стало быть, в рамках закона можно говорить только о чем-то другом, как это и делает президент, употребляя слово «идея». Так что же нам нужно, идеология или национальная идея, или и то и другое? А может быть, ничего и не надо. Народ выбрал президента, которому доверяет и на которого надеется. И просто надо его поддерживать. Может быть, в этом и заключается национальная идея? Борис Надеждин, работавший в правительстве во времена, когда президентом был Борис Ельцин, на программе «Право голоса» отметил безуспешные попытки в поиске национальной идеи: "На заре Российского государства был даже официальный государственный заказ.... Борис Николаевич Ельцин издал распоряжение, выделили финансирование, о поиске национальной государственной идеи... Много чего написали, ничем не кончилось» [2]. Сегодня также нет согласия и по поводу наличия у нас национальной идеи, и по поводу самого смысла – что же это такое? Некоторые политологи считают бесплодным и потому бессмысленным занятием «искать то, не зная, что», поскольку нет даже консенсуса в определении, другие наоборот - необходимым для мобилизации общества на рывок в экономическом и социальном развитии. Споры идут между людьми искусства, политики, науки и других сфер. Есть соблазн принять участие, хотя бы заочное, в этих дискуссиях.

Вступление

Наверное, человек отличается от животного (если и когда отличается) тем, что задумывается о своей жизни, о смерти, о смысле жизни. То есть, задумывается о текущем моменте и о будущем. Если будущего он не может себе представить, остается каким-то образом наполнять жизнь смыслом. Это может быть семья, благополучие, любовь и еще многое что. Но есть и такие, которые не удовлетворяются существующим, они всегда в поиске чего- то нового, не всегда понятного другим. Эти люди в авангарде эволюции, исполняют ее замысел, который они разумеют, естественно, по-своему. Первых больше, но вторые более энергичны и при некоторых условиях, которые с готовностью предоставляют внешние силы, в частности – «невидимая рука» экономики, побеждают. Экономика при этом развивается и это, в конечном счете, устраивает и остальных. Консерваторы и либералы, которые и являются передовым отрядом эволюционных преобразований, приходят к согласию. Так развивается человечество в целом. Есть некоторые частности, когда глобализация экономики наталкивается на человеческое, на те его ценности, которые как-то не вписываются в общий контекст будущего устройства мира, которые не просто анахроничные, но и вредные в плане движения к благополучному будущему. «Невидимая рука» экономики двигает целыми народами, ломает границы, сковывающие денежные, ресурсные и товарные потоки, ничуть не заботясь о том, что при этом ломаются и человеческие устои - об этом пусть заботится сам человек. А что сам человек, или он уже потерял свою самость? Для чего такая, не относящаяся к объявленному в заголовке, картина? Думаю, что было бы полезно вести разговор о национальной идее, о ее необходимости для страны, в контексте такой картины мира.

Об идеологии Начнем с определения понятий идеологии и национальной идеи.

Идеология по определению из Большой советской энциклопедии: «система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений"[5].

И озвученное на канале «Россия 1» Александром Бурсенковым (доктор исторических наук, профессор МГУ), как дополнение к выше приведенному: «Идеология имеет совершенно четкое определение… Это - отражение реальности… Второе - отражение реальности с определенных позиций мировоззренческих. Третье - это отражение реальности в теории. И четвертое – это программа действия» [1].

Как будто, противоречий нет, разве что в энциклопедии более конкретно о характере мировоззренческих позиций, что, мне кажется, правильнее. Поэтому, суммируя и упрощая на простом языке получаем следующее: идеология – это некая идея социального характера, которая вырабатывается и проводится в жизнь руководством страны.

О национальной идее

По поводу национальной идеи все гораздо сложнее и запутаннее. Одни сводят национальную идею к национальным ценностям, другие видят в этом некую цель, которая еще не является национальной ценностью, третьи, и такие есть, утверждают, что национальной идеи быть не может в принципе, и ее поиск – пустое занятие.

Напомним из предисловия, что усиленные поиски национальной идеи, со слов Бориса Надеждина, еще в конце прошлого века закончились ничем. Может быть, одни искали одно, а другие – другое, и в итоге не могли прийти к согласию? Или не смогли четко оформить результат поиска? А может быть потому, что тогда был разброд в умах людей и еще не было ясно, чем закончится начатое демократами (либералами)?

На передаче «Право голоса» о сложности сформулировать национальную идею Сергей Рыбаков (член совета федерации РФ) сказал так: «Я очень затрудняюсь. Я могу описательно может быть описать какие-то характеристики нашей истории, нашего, может быть, менталитета, может быть, государства, особенности и так далее. Но так вот в одном слове сконцентрировать очень трудно» [3]. Здесь имелось ввиду не только одно слово, но и фраза.

В «Толковом словаре» приводятся описания использования слова «идея». И они достаточно разные, чтобы внести разногласие: в одном случае это как смысл, в другом – как замысел. Если к этому еще добавить слово «национальная», то варианты умножаются. Национальное можно понимать как то, что имеет отношение к абсолютному большинству нации, а также как то, что имеет отношение к значимой в некоторой области части нации. Например, национальная черта характера подразумевает наличие этой черты у абсолютного большинства, а национальный вид спорта – к тем, кто занимается этим видом спорта.

По этой причине под национальной идеей некоторые понимают национальную ценность, например, Игорь Волгин (литературовед) представляет национальную идею как комплекс нравственных постулатов, которые нация вырабатывает в течение веков, и которыми она живет, этим живет, это элемент культуры [2], или Николай Платошкин (историк, дипломат): «Национальная идея России – это справедливость. Ее конкретное выражение – социальная справедливость» [3].

Если продолжить перечень национальных ценностей, которые приводятся другими авторами в ранге национальной идеи, туда попадают и правда, и семья, и патриотизм и еще много чего, чем богата Россия.

Иногда перечисляются сразу несколько ценностей, как это делает Григорий Явлинский (лидер партии «Яблоко»): "Национальная идея это, как смысл жизни народа. Всю свою историю наш народ стремился к свободе и справедливости. Свобода, справедливость, социальная справедливость, уважение, что в России имеет особое значение, это и есть то, что составляет суть национальной народной идеи"[12].

О национальной идее, как о смысле, Александр Ципко (доктор философских наук): «Герцен писал письмо к Мишле, что потребность осознать смысл русскости возникает в условиях, когда прошлое темно, настоящее тягостно, а будущее смутно… Это плохой признак, что мы сегодня … Надо учитывать, что эти проекты, они конечно всегда связаны с обоснованием, даже не с придумыванием чего-то, проекта … а с оправданием русской тягостной жизни… Это проблема оправдания смысла существования России» [3].

По-другому у Андрея Столярова (писатель): «Идея, как некая цель, которой еще нет в культуре, и которая может стать ее элементом, как, например, становление нации как государства» [2]. Особенностью здесь является то, что национальная идея формируется активной и значимой частью общества – ее элитой. В этом случае в элите созревает запрос на какие-то изменения в обществе, которые общество примет, если и не сразу, то через некоторое время.

Ну и совсем с другой стороны - отрицание существования как таковой национальной идеи.

Юлий Нисневич (профессор, доктор политических наук): «Можно ли найти какой-нибудь консенсус в области идей, идеологий. Однозначно нельзя… Его даже искать бессмысленно. Это давно доказано русскими философами… В области духовной не может быть единства, поскольку каждый человек мыслит по-своему» [3].

Не будем вдаваться в суть тех доказательств, отметим только, что другие русские философы рассуждали совсем по-другому.

Поскольку потребность в национальной идее, как можно понять из предисловия, наблюдается не в научных кругах, а в среде народа, то из рассмотренных вариантов ближе всего подходит предлагаемое Столяровым – идея, как некая цель. Небольшая поправка: эта идея уже может быть в культуре в ослабленном состоянии в результате духовных потрясений, или ее надо просто встряхнуть.

О поиске национальной идеи

Прежде чем определиться с процедурой поиска, есть резон усомниться в необходимости этой процедуры. Люди действительно требуют идею? От кого требуют и зачем? Президент не раз говорил о национальной идее, но не в плане поиска, а о ее наличии. В последний раз на роль национальной идеи был назначен патриотизм. Может быть, патриотизм только как объединяющая идея, то есть, народу нужно что-то еще?

О другом назначении национальной идеи говорил Роман Бабаян (ведущий программы «Право голоса»): «Нам необходим какой-то проект, нам необходима какая-то модель, нам необходимо все это транслировать миру. И сделать это так ярко, и в то же время доступно, чтобы там понимали, про что мы, куда мы идем, и кто мы такие» [3]. Сергей Рыбаков дополнил сказанное: «Потому что мы не можем не влиять на положение дел в мире» [3].

Возражение от Юрия Пивоварова (доктор политических наук): «Когда какая-то нация говорит, что у нее есть идея, а, значит, это навсегда, это константа, тогда рост кончается… И в этом смысле я считаю, что поиск русской идеи … в философии он всегда будет продолжаться … но поиск русской идеи в политическом – это очень опасная вещь, ненужная вещь…» [3] можно просто принять как одно из противных мнений, но, как и другие аналогичные, именно они ненужные вещи, поскольку бесплодно.

Вывод из вышесказанного – национальная идея нужна, хотя бы для демонстрации наших устремлений в видении будущего страны.

Поиск национальной идеи

Когда стоит задача поиска, определяется предмет этого поиска, и в каком месте он будет вестись. Если поиск заканчивается безрезультатно, он либо заканчивается, либо область поиска расширяется.

С предметом поиска определились – это образ страны, в которой реализованы одна или несколько еще нереализованных национальных ценностей. Проверим для начала на это качество предлагаемое президентом – «патриотизм». Как идеология очень даже годится. Как национальная идея – с натяжкой: патриотизм – это национальная ценность, но выступать в качестве цели, желаемого состояния страны, сомнительно. Конечно, очень даже неплохо, когда все вокруг тебя патриоты, да и ты сам патриот. Но это не есть цель, это – средство достижения цели.

Не просто отделить средство от цели. Так, например, по поводу демократических ценностей американцев мнение Тимофея Сергейцева (член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"): «Они точно знают, что демократия, это средство, а не цель» [2]. Такого же мнения и политолог Сергей Михеев, и другие. Прикрытое демократическими ценностями осуществляется беспардонное вмешательство в другие страны. Но это так, некоторое отступление.

С предметом поиска определились. Теперь определимся с местом. Вариантов, по крайней мере четыре:

1. Кладези нашей культуры, например, искусство 2. Само население, опросы на предмет желаемого в стране 3. Мысли или предложения экспертов 4. Примеры других стран Начнем с четвертого, с самого простого. На вопрос от Романа Бабаяна: «Вот американцы. Когда они говорят, что стоят на страже демократических ценностей. Это что?» к Андрею Колганову (зав лабораторией экономического факультета МГУ) ответ был такой: «Это потому что у них такая официальная идеология. А национальная идея американцев совсем другая. И эта идеология мессианства возникла недавно. До середины 20 века в Америке более популярной идеей был изоляционизм, нежели мессианство. А вот национальная идея большинства американцев была совсем другая… Идея, которая овладела большинством американцев, и владеет, кстати, в значительной части до сих пор, это идея индивидуального успеха. Вот что такое американская идея» [3].

Оказывается, не так просто разобраться, что является национальной идеей у соседа. Можно по ошибке взять совсем не то, что будет полезным.

Вести поиски в искусстве тоже могут привести к неудачному результату: это может быть то, что устарело или наоборот, мы до этого еще не доросли. К тому же это очень затратный способ.

Предложения экспертов мы уже рассмотрели и ничего стоящего в них не обнаружили. Надо расширить, наверное, аудиторию или объявить конкурс через СМИ.

Плодотворным должен оказаться второй вариант, поскольку предлагается даже алгоритм поиска. Несколько странно, что его предлагает человек, только что перед этим отрицавший саму возможность существования общего в области духовной. Но надо отдать должное Юлию Нисневичу (профессор, доктор политических наук) за его обстоятельное предложение: «Мы пытаемся найти совершенно другую задачу… ее действительно надо решить: а что является для российских граждан самой главной ценностью, которая позволит им двигаться вперед, а не смотреть назад? Вот это постановка задачи, ценностная задача. Задача базовых ценностей… Как только вы определите национальные ценности, вы начнете искать проект, как их реализовать. Только тогда вы создадите проект, когда у вас будет цель. А цель – это ценности, никаких других целей не бывает в природе… Что такое ценность? Это то, что признают все люди, которые живут в этой стране…. Вот ценности люди могут признавать… И, если мы находим вот такую глобальную ценность для нашего современного общества, тогда мы сможем спроектировать его движение» [3].

А как определить национальные ценности? Одним из инструментов их поиска является опрос. Некоторые результаты озвучил Константин Абрамов (председатель правления фондов ВЦИОМ): «У нас большое количество граждан, которым в первую очередь нужна безопасность. Это люди более старшего возраста, которые консервативны, которые пережили непростые времена… Втрое, у нас большое количество людей, более младшего возраста, более образованного, живущие в крупных городах, у кого запрос на самореализацию. На самом деле, как мы знаем, и в городах … , и в малых селах … люди, которые и за безопасность, и за самореализацию» [3].

Из этого следует, что в обществе есть запрос и на сильное государство, и в то же время на свободу личности. Наш президент уже декларирует и принимает решения в обоих направлениях. Наверное, это надо ярко и лаконично оформить. И это уже заявка на национальную идею.

Другой пример результатов опроса привел Борис Надеждин: «Организация экономического сотрудничества и развития” проводила опрос. Для россиян на фоне европейских народов и других такие ценности как семья и дети. Намного важнее, чем... Американцы и европейцы ставят такие ценности, как свобода, свободное время... на большое место, а наши ставят на большое место: семья, отношения в семье, дети и т.д.» [2].

Неплохо было бы использовать результат и этого опроса.

В качестве опроса можно рассматривать результаты голосования за президента, за его программу, за его позицию, взгляды, поступки. Запрос народа на сильное государство, хотя либералам это и не нравиться. Почему-то они противопоставляют государство и народ. Здесь верно то, что либералы противостоят государству, но не народ.

Наши национальные ценности

Несколько полезных мыслей от экспертов в области искусства о наших базовых ценностях, которые могут быть полезными для использования в национальной идее.

Дина Кирнарская (проректор российской академии музыки имени Гнесиных): «Понятие соборности, это понятие включает в себя такой главный принцип: я не могу радоваться, если не радуешься ты ... Мы все одно тело народа, одна душа народа. Соборность предполагает невозможность отдельного счастья, отдельного богатства, отдельного процветания, когда другие загнаны в угол… взаимопомощь при всех обстоятельствах … и есть, по сути дела, наша национальная идея, когда нет страха, нет понятия успешности " [2].

Карен Шахназаров (кинорежиссѐр): «В чем разница между западным взглядом и российским – это отношение к Богу. На Западе - Бог во мне. Я – Бог, в принципе, по существу. в России Бог вне меня. Это принципиальная разница. Причем этот Бог вне меня – это имеет отношение не только … это ислам, это, вообще, восточный взгляд, это - иудаизм. А это принципиальная разница. Если Бог во мне – я мораль устанавливаю… А если Бог во вне, это значит мораль, нравственность существует помимо меня. И значит – я должен постичь ее, к ней стремиться… По принципиальным вопросам наши люди занимают примерно одни и те же позиции» [1].

«Обустроим нашу Россию»

На одном сайте мне приглянулось: «А национальная российская идея должна звучать – «Обустроим Россию, наш общий дом» [14]. Как удачно - здесь каждое слово весомо. В слове «обустроить» что-то теплое, семейное. Когда птицы несут ветки в свое гнездо, в котором будут выводить птенцов, мы говорим, что они обустраивают свое гнездо. Это слово использовал Солженицин в своем эссе «Как нам обустроить Россию». Слова «Наш дом» предполагают, что у жильцов будет общее дело по благоустройству, будет общий двор, и что жильцы будут защищать свой дом от непрошенных гостей. А также в этом доме все «свои».

Неплохой пример, как можно использовать слова, которые забываются. Это к тому, на что жаловался Рыбаков – на недостаточность слов, чтобы выразить свои мысли. Слов все равно не хватит, что отразить духовное переживание каждого человека. Но нужны такие, которые будут поняты если и не всеми, то большинством. Русский язык богат, и в нем, наверное, есть нужные нам сейчас.

В заключение

Кроме глобальных экономических и геополитических изменений вокруг нас происходят и цивилизационные изменения. Генри Сардарьян (декан факультета управления и политики МГИМО): «"Нужно исходить из того, что существует какая-то идеальная модель государства, идеальная модель общества, единый образ, к которому стремится все человечество”, - так думали лет 25 назад, писалось огромное количество литературы на этот счет ... Весь мир разделен по цивилизационному же признаку. И мы видим, что разные цивилизации движутся в разном направлении, и никакой катастрофы в этом совершенно нет. Цивилизации - это локальные общности, культурные, исторические, традиционные. И Россия является не просто отдельной цивилизацией, это одна из величайших мировых цивилизаций, у которой есть свой путь развития, свои ценности, традиции, на которых мы должны основываться. И если оценивать глобализацию в том виде, в котором она происходит сегодня, с цивилизационной точки зрения, она не распространяет западную цивилизацию на Восток. Она уничтожает саму же западную цивилизацию, те ценности и ту основу, на которой существовала западная цивилизация, в первую очередь христианские ценности, представление о семье, об общине, о роли церкви в этом обществе - все уничтожается» [9].

«Невидимая рука» экономики крепнет вместе с ростом самой экономики, и там, где экономика успешнее, там и сила этой руки наиболее действенна. Конечно, политики еще имеют некоторую свободу в своих действиях. Еще продолжаются споры о том, что первичнее: политика или экономика, поскольку некоторые решения политиков выглядят наносящими ущерб экономики. Но ущерб наносится тем экономикам, которые слабы или стоят на пути большой экономики.

На заре эволюции росло многообразие живого мира. В настоящее время в этом мире становится тесновато, и не всем видам удается сохраниться. То же самое происходило и на заре человечества, когда росло многообразие культур. И сейчас некоторые культуры становятся кое-кому неугодными, и все чаще случаются попытки со стороны сильных извести более слабых. И для этого используются все приемы, в том числе и аморальные: ведь мораль – это понятие субъективное. Так, к примеру, в среде пиратов считалось и считается, надо полагать, нормальным грабежи и убийства.

Результаты выборов президента убедительно показали, что единство во взглядах у россиян есть. Выборы с такой разницей в итогах голосования между претендентами демонстрируют, кроме доверия к Путину, еще и то, что есть потребность в мобилизации общества на движение к сильному государству, способному выжить в этом мире. Выжить как цивилизация. Но для этого идеология просто необходима.

Ссылки

1. «Вечер с Владимиром Соловьевым», Россия 1, 25 апреля 2018

2. "Право голоса. В поисках идей", ТВЦ, 15 марта 18

3. "Национальная идея. Поиски продолжаются", ТВЦ, 7 мая 18

4. «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», Россия 1, 6 мая 2018

5. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

6. Интервью журналу "Шпигель”, http://www.webcitation.org/68wPE6ZTZ

7. «Вечер с Владимиром Соловьевым», Россия 1, 24 марта 2018

8. "Право голоса. В поисках идей", ТВЦ, 15 марта 18

9. "Право голоса", ТВЦ, 26 марта 18

10. "Право голоса. Россия: внутренний мир", ТВЦ, 12 апреля.18

11. «Вечер с Владимиром Соловьевым», Росси 1, 26 апреля 2018:

12. "Выборы-2003", ОРТ, 3 декабря 2003 года

13. «В гостях у Владимира Соловьева», Россия 1Ю 29 марта 2018 года

14. «В поисках национальной идеи», http://www.ap7.ru/prognozy/v_poiskah_natsionalnoj_idei.html Используемое

15. Код нации и перекодирование нации. http://www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st6892.pdf