КТО ПРОЯВИТ ДЕЙСТВЕННОСТЬ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЦЕРКОВЬ?

© Ившин Владимир Евгеньевич Контакт с автором: 210150@mail.ru

Сегодня, пожалуй, каждый человек понимает, что Природа нуждается в бережном отношении.

Не каждый понимает, что для того, чтобы сохранить Природу, нужно приложить сегодня усилия. И совсем мало таких, кто задумывается о том, что Человечеству нужна не только чистая и устойчивая экология, но и Природные ресурсы, которые тают в горниле современной экономики.

Дефицит на государственном уровне выливается в захватническую войну. А если дефицит будет общим и острым?

Государство должно по своей функциональной назначенности проявлять заботу о своих гражданах, и поэтому раскручивает маховик экономики. Международные организации, состоящие из государственных чиновников, по сути проводят ту же политику на глобальном уровне.

Общественные организации, объявляющие своей программой защиту Природы, малочисленны и слабы в финансовом отношении, вследствие чего их программы ограничиваются распространения гуманных идей по отношении к Природе.

А Церковь? В истории есть примеры проявления ее могущества, и кому, как не ей, проповедующей свою заботу о Человечестве, взять в свои руки дело его спасения.

Увы, более поздняя история говорит об упадке этой некогда могущественной организации.

Так в чем же слабость Церкви, и каковы причины, приведшие к этому?

Слабость Церкви проявляется во многом: в снижении количества послушников (пример России, по понятным причинам, не показателен), в "качестве" послушания, в расширении конкурирующих организаций (сект), в слабом участии духовного воспитания людей.

Слабость Церкви проявляется и в материалах документов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 3-8 октября 2004 года, в которых нет, по сути, своей программы, такой программы, в которой чувствовалась бы уверенность в предназначении Церкви: в спасении человечества.

В разделе "Церковь и проблемы экологии" как будто слышится озабоченность Церкви:

"Экологическое равновесие нарушено: человек поставлен перед фактом возникновения необратимых пагубных процессов в природе...". Но тут же, следующим абзацем:

"Все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах... Такое положение создает препятствия к справедливому распределению естественных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием".

Это забота о будущем Земли, или о справедливом распределении?

Далее: "Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы ... содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики".

Но тысячи лет назад, когда не было Церкви, и никто не заботился о человеческой душе, не было и угрозы экологии.

Можно отметить еще один, относящийся к экологии, момент в разделе "Церковь и государство":

"Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: ... о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества".

Вот так. Церковь, "Целью [которой] является вечное спасение людей" в общем порыве к земному благополучию становится сотрудником государства, "цель [которого] заключается в их [людей] земном благополучии".

И нет никакой действенной программы.

Объяснение этому может служить ослабление Церкви, утраты ею своей роли на Земле.

Она становится помощником у государства, для которого забота о духовном благополучии человека, и тем более, всего человечества, на вторых планах.

А ведь Церковь утверждает, совершенно справедливо, что "По своей природе только религия и философия выполняют мировоззренческую функцию, ... ее не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни все конкретно-научное знание в целом".

Как же можно быть на службе государства, которое руководствуется в своей деятельности программой повышения земного благополучия и результатами специальных наук?

Сегодня ситуация и состояние Природы таково, что недостаточно только проповедовать экологическую этику. Недостаточно также и воспитание потребительской этики. Законы экономики сведут на нет все попытки умеренного потребления: деньги будут перетекать из одних сфер производства и из одних регионов в другие.

Нужно замедлять ход экономической машины, пожирающую природные ресурсы и нарушающую экологию планеты. А для этого надо отделиться от государства в плане оказания ему помощи.

Другая проблема состоит в том, чтобы признать чрезмерной численность населения нашей планеты. Как бы не снижались обороты экономики, чтобы просто прокормить и обогреть всех, придется залезать в запасники, которые так быстро тают. А надежда на дешевое топливо, которое якобы должно быть освоено, очень слаба. К тому же, такое топливо может быть совсем не безопасное. Для освоения энергии Земли или Солнца придется тоже порастратиться, да и перевод экономики потребует своей доли.

Поэтому у Церкви тоже государственный взгляд: в стране плохо с рождаемостью.

Складывается после прочтения документов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви впечатление, что Церковь теряет свое лицо. Но кто же возьмет на себя ответственность за судьбу человечества? Может быть, еще можно поправить положение? Но для этого надо разобраться с причинами упадка.

Каковы могут быть причины?

Как и любая крупная организация, Церковь подвержена большой инертности. История говорит о том, что научные открытия Церковь принимала с большим трудом. Конечно, здесь дополнительное влияние оказала и консервативность структуры, а также принципы, в основе которых лежит верование на божественность происхождения самой Церкви и ее постулатов.

В современном мире, развивающимся необычайно быстро вследствие интенсивного информационного обмена, запаздывание реакции Церкви становится особенно заметно. Так, нелепыми выглядят на фоне все более проникающего научного восприятия мира раздоры между конфессиями.

Научное познание не отрицает Бога. Более того, проникая в глубины устройства атомов, поражаешься точности свойств элементарных частиц (элементарных в нашем понимании). Удивление возрастает по мере движения познания от простых к более сложным структурам, к биохимическим внутриклеточным процессам, к тайнам разума.

Но в то же время научное восприятие мира скептически относится к тому, что некая Церковь, и только она одна, обладает истинным знаниями об устройстве мира.

Информация имеет особенность искажаться при ее формировании, во время передачи, в момент ее приема, в процессе хранения. Собственно, даже не нужно никакого научного подхода, а лишь обычная логика, для того, чтобы усомниться в точности библейских писаний, и тем более, в их трактовках. А поэтому, необходимо оставить из благих намерений межконфессиональные раздоры и объединить все силы на решение самой важной сегодня задачи - спасение Природы, в том числе и Человека.

А может быть, все гораздо сложнее: человек попросту не может совладать со стихией Природы. Не той, которую мы хорошо себе представляем, а с той, которая не зрима глазу, и которая по этой причине более опасна своей неожиданностью. Оказались утопией попытки построить государство общего благодеяния. Не являются ли утопией мысли собственного спасения?

Дата публикации: 15 марта 2005

Источник: SciTecLibrary.ru